Главная » 2014 » Апрель » 28 » Метод проектов
09:25
Метод проектов

 

Метод проектов в современном образовательном процессе

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

 

Требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрирован-ного знания, исследовате-льского поиска для ее решения
  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
  4. Структуирование содержательной части проекта с обязательным указанием поэтапных результатов
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий

 

Исследовательскими методами являются:

  1. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  2. Выдвижение гипотезы решения проблем, которые были определены
  3. Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдения и пр.)
  4. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.)
  5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования

 

Типы проектов выделяют в соответствии со следующими признаками

  1. Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная);
  2. Предметно-содержательная область (монопроект – в рамках одной области знания; межпредметный проект);
  3. Характер координации проекта (непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
  4. Количество участников проекта;
  5. Продолжительность выполнения проекта

По типу деятельности выделяют: Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Исследовательские проекты

  1. Подчинены логике исследования, приближенной к подлинным научным исследованиям: актуальность темы, формулирование проблемы, предмета, объекта, задач, последовательности логики, методов исследования, источников информации, методологии, гипотез, путей решения, результаты, выводы, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования

Творческие проекты

  1. Ведущая деятельность - творческая
  2. Предполагают сооветствующее оформление результатов
  3. Логика и структура проекта подчиняется жанру конечного результата, интересам участников проекта
  4. Результатами могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, драматизация, спортивная игра, праздник, экспедиция
  5. Оформление результатов требует четкой структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома

Ролевые, игровые проекты

  1. Ведущая деятельность – ролево-игровая
  2. Структура проекта остается открытой до завершения работы
  3. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта: литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

  1. Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении
  2. Предполагает ознакомление участников с информацией, ее анализ, обобщение фактор
  3. Имеют четкую структуру

Структура ознакомительно- ориентировочного проекта

  1. Цель проекта. Актуальность. Источники информации. Обработка информации. Результат. Презентация.

Естественно-научные проекты

Бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную задачу (найти самый краткий путь из школы домой)

Источниками информации могут быть:

  1. Литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров; проведение мозговой атаки»

Обработка информации происходит путем:

  1. Анализа, обобщения, сопоставления с известными фактами, аргументированных выводов

 

 

Результатом ознакомительно-ориентировочного проекта может быть:

  1. Статья, реферат, доклад, видео

Практико-ориентированные (прикладные) проекты

  1. Имеют четко обозначенный результат (с самого начала деятельности)
  2. Результат ориентирован на социальные интересы участников (документ, созданный на основе полученных данных исследования – по психологии; программа действий, направленная на ликвидацию выявленных несоответствий в обществе; проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение психологического явления и др.)
  3. Важна организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений и пр, внешняя оценка проекта, внедрение его в практику

По второму признаку – предметно-содержательной области выделяют:

  1. Монопроекты – в рамках одного предмета
  2. Межпредметные – выполняются во внеурочное время («Культура общения

Монопроекты

  1. Проводятся по наиболее сложным разделам и темам в ходе серии уроков
  2. Предусматривают применение знаний и из других областей для решения проблемы
  3. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации
  4. Имеет продолжение во внеурочное время (например, в рамках научного общества)

Проекты по предметам:

Экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие проекты, спортивные проекты, географические проекты, музыкальные проекты

Монопроекты также имеют свои типы:

  1. Литературно-творческие (написание рассказов, повестей, сценариев видеофильма, статьи в газету, альманаха, стихов). Скрытую координацию может осуществлять профессиональный писатель;

Рассмотрим проекты по типу координации

  1. Проекты с открытой, явной координацией управляются координатором проекта, который направляет работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных исполнителей (договориться о встрече, провести интервью)
  2. Проекты со скрытой координацией (Координатор выступает как один из участников проекта. Задает «провокационные вопросы», которые направляют внимание других участников к решению проблемы. Эффективны в телекоммуникационных проектах, когда общение происходит «вслепую» в сети Интернет

По характеру контактов проекты бывают:

  1. Внутренние или региональные (в пределах одной страны)
  2. Международные

 

По количеству участников проекты бывают:

  1. Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах)
  2. Парные (между парами участников)
  3. Групповые (между группами участников

По продолжительности выполнения проекты бывают Краткосрочными (решаются на нескольких уроках по программе). Средней продолжительности (от недели до месяца). Долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев)

Внешняя оценка проектов

  1. Исследовательский проект включает поэтапную оценку
  2. В проектах игровых, соревновательного характера целесообразно использовать балльную систему
  3. В творческих проектах невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо и нужно вовремя предлагать помощь в виде совета, а не решения
  4. Оценку может проводить учитель или доверенные внешние эксперты (учителя и ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте)
  5. Требованиями к оценке являются ненавязчивость и тактичность

 

Параметры внешней оценки

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  4. Коллективный характер принимаемых решений;
  5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  7. Доказательность решений, умение аргументировать выводы;
  8. Эстетика оформления результатов проекта
  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы

 

Последовательность работы учителя над организацией проекта:

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников
  2. Определение возможных вариантов  проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики (с помощью учащихся, «мозговой атаки» с последующим коллективным обсуждением)
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений
  4. Стимулирование самостоятельной работы участников по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах ( на уроках, занятиях научного общества, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.)
  6. Организация защиты и оппонирования проектов
  7. Организация коллективного обсуждения, объявления результатов внешней оценки, формулировка выводов.

Задание:

  1. Проанализировать представленные примеры проектов по параметрам: соответствие требованиям к проектам, использованные методы, тип проекта.
  2. Выберите ту тему, над которой вам интересно поработать сейчас
  3. Объединитесь в группы по интересам
  4. В группах продумайте возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики («мозговой штурм»).
  5. Какой вопрос будет основным. На какие дополнительные вопросы нужно ответить школьникам, чтобы найти решение основного вопроса.
  6. Определите необходимое количество групп, групповые и индивидуальные задания
  7. Определите возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений

 

Просмотров: 738 | Добавил: Reks | Теги: метод проектов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: